Школьный журнал
Имя пользователя:  Пароль:  
   

В 1999 году школа стала Университетской гимназией, была выстроена модель единого учебно-воспитательного пространства в рамках непрерывного образования: школа выходного дня – начальная школа – прогимназия – гимназические классы – Бурятский госуниверситет и другие ВУЗы.

Школа выходного дня. В 1993 году школа № 33 прошла Коллегию Министерства образования и науки Республики Бурятия по программе «Развитие и адаптация детей». Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». С октября 1993 года на базе начальных классов стали проводиться занятия в Школе развития и адаптации для детей 6-летнего возраста.

Цели предшкольной подготовки:

• обеспечить равные стартовые возможности детям, поступающим в школу, как посещающим дошкольное образовательное учреждение, так и не посещающим или посещающим несистематически;

• развивать личность ребенка с учетом возможностей и потребностей детей данного возраста, формировать его готовность к систематическому обучению;

• создать условия для постепенного, бесстрессового перехода от игровой к учебной деятельности;

• укрепить и развить эмоцонально-положительное отношение ребенка к школе, устойчивое желание учиться;

• способствовать психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста.

Класс предшкольной подготовки работает на протяжении с октября по апрель месяц учебного года. В Школу развития и адаптации принимаются дети, которым на 1 сентября будет не менее 6,5 лет. Дети посещают школу 1 раз в неделю (суббота). Учебный день состоит из 4-х обязательных уроков по 30 минут. Занятия ведут педагоги, имеющие многолетний опыт работы, применяя современные технологии обучения.

Учебный процесс направлен на приоритетное развитие тех навыков и способностей, которые компенсируются в более позднем возрасте: правильная речь, художественный вкус, память, сообразительность. Прививается чувство формы, цвета, выполняются различные аналитические задания, преподносимые в занимательной игровой форме.

В школе выходного дня проводятся уроки: словотворчество (программа «Живое слово»); математика (программа «Мир чисел и конструирование»); окружающий мир (программа «Мир вокруг») и риторика (программа «Риторика с продуктивно-творческой деятельностью»).

Начальная школа. Начальное общее образование (1-4 классы) гимназии №33 обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Цели начального образования:

• продолжение всестороннего развития детей наряду с усвоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности, которая обеспечивала бы преемственность в освоении им духовных, культурных и национальных традиций;

• формирование активной, творческой, интеллектуально развитой личности, владеющей прочной базой знаний, умений и навыков, умеющей и желающей учиться.

Стратегическими направлениями развития системы начального образования в гимназии являются использование новых обучающих систем и педагогических технологий; создание развивающей среды образования; развитие творческих способностей учащихся.

Начальная школа гимназии работает по двум ведущим УМК, участвовавшим в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания начального общего образования: «Гармония» (1 – 2-е классы) и «Школа 2100» (3 – 4-е классы).

С целью повышения уровня развития и саморазвития, обученности, воспитанности учащихся в системе учебно-воспитательного процесса осуществляется: преподавание английского языка, бурятского языка, информатики (безмашинный вариант) со 2 класса; вовлечение учащихся в конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции, предметные недели, коллективно-творческие дела, внутришкольные проекты.

Модернизация образовательной среды начальной школы в последние годы осуществляется учителями на основе внедрения авторских программ модульных, интегрированных курсов.

Внедрение модульных курсов, интегрирующих содержание дисциплин основных образовательных областей, в содержание обучения начальных классов обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, содержание курсов дает возможность обеспечить преемственность и перспективу изучения базовых учебных предметов между начальным и основным образованием. Во-вторых, освоение модульных интегрированных курсов позволяет учащимся «пробовать силы» в изучении разных предметов, более эффективно строить индивидуальную образовательную траекторию, тем самым, создавая основу для осуществления правильного выбора профиля обучения в старших классах. В-третьих, изучение курсов способствует достижению результативности образовательной программы гимназии, поскольку нацелено на развитие информационной, коммуникативной и социокультурной компетенций учащихся.

Методическим объединением учителей начальных классов были разработаны программы модульных интегрированных курсов для учащихся 3-4 классов по трем образовательным областям: «общественные дисциплины», «филологические дисциплины», «естественно-математические дисциплины».

Программы представленных курсов базируются на основных положениях процесса обучения в начальной школе: «позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний), максимальный учет психологических особенностей, возможностей и интересов ребенка путем использования разнообразных заданий, рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок. Вместе с тем, содержание и методика изучения модульных интегрированных курсов в начальной школе имеет свои особенности.

Содержание представленных курсов является интегрированным. Курсы имеют развивающий характер обучения, поскольку основаны на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действий, выполнении исследовательских и проектных задач.

Изучение каждого из представленных курсов рассчитано на 12 часов. Поэтому основной временной единицей учебно-воспитательного процесса становится не урок, а весь курс. Применение модульной технологии в данном случае дает возможность акцентировать внимание на организации практической деятельности учащихся и позволяет рассматривать курс как самостоятельную смысловую единицу. Основными формами уроков становятся деловые и сюжетно-ролевые игры, экскурсии, беседы, практические занятия. Следует отметить, что большое значение в ходе изучения курсов имеет привлечение родителей. Взаимодействие детей с родителями при решении исследовательских и проектных задач, проведении экскурсий и презентаций способствует формированию бережного отношения к традициям, укреплению вертикальных связей.

Освоение курсов разных образовательных областей происходит поочередно: в начале учебного года учащимся предоставляется возможность изучить курсы образовательной области «Общественные дисциплины», затем – курсы образовательной области «Естественно-математические дисциплины» и образовательной области «Филологические дисциплины». Изучение курсов завершается презентацией творческих, исследовательских и проектных работ учащихся. В течение учебного года учащиеся 3-4 классов принимают участие в трех презентациях: 14 ноября, 5 февраля, 12 мая.

Результатами внедрения курсов являются обеспечение преемственности и перспективы изучения базовых учебных предметов между начальным и основным образованием; создание условий для «пробы сил» в изучении разных предметов, построения индивидуальной образовательной траектории; развитие информационной, коммуникативной и социокультурной компетенций учащихся.

Основное общее образование (5-9 классы). II ступень образования в гимназии обеспечивает: освоение обучающимися общеобразовательных программ; условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, а также содействует самоопределению учащихся основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности. Данная ступень обучения в гимназии имеет два этапа: профильное самоопределение 5-7 классы и предпрофильное обучение 8-9 классы.

В 5-7 классах профильное самоопределение осуществляется с помощью системы внеклассной работы: предметных курсов и кружков, клубов и центров по интересам. Для данного возраста учащихся учителями гимназии разработаны и реализуются модульные курсы: «Права ребенка» (Хабибулина Н.Н.), «Праздники англоязычных стран» (Черненко Ю.А.), «Наслаждайтесь американским кино» (Ванжилова Г.В.), «Survival courses» (Балданова Н.В.), «Страницы архитектуры родного края» (Петряева Е.Ю.), «Золотое сечение в архитектуре» (Кузнецова В.А.) и др.

Учащиеся 5-7 классов принимают активное участие в деятельности Экологического центра, ЮИД «Радар», ДЮП «Охотники за огнем», кружках технического творчества, ИЗО и хореографической студии, школьного музея, шахматного клуба, спортивных секций гимназии.

Для семиклассников реализуются программы профессионального самоопределения, проводится психологическое диагностирование по определению способностей, анкетирование их родителей.

Традиционным общешкольным мероприятием для учащихся 7-ых классов является «Профильная карусель». Данное мероприятие проводится с целью ознакомления учащихся и родителей с программой обучения в конкретном профиле, с учителями, ведущими профильные предметы, требованиями к обучению в профильных классах. «Профильная карусель» включает в себя «карусель предметов» и профильные уроки. В ходе «карусели предметов» учащимся предлагается пройти различные испытания по основным предметам в игровой форме. Второй этап «профильной карусели» – профильные уроки – предполагает проведение уроков для всех 7 классов по истории, математике, английскому языку и биологии. На этих уроках показывается специфика изучения предмета на профильном уровне. За каждое успешно пройденное испытание и активную деятельность на уроке учащийся получает бонусы, которые на закрытие «профильной карусели» может обменять на сертификат, дающий право поступления в конкретный профильный класс. На закрытии определяется также 10 самых умных семиклассников.

Во время «профильной карусели» организуются встречи семиклассников с учащимися старших профильных классов, презентации достижений учащихся 8-11 классов, в организацию и проведение данного мероприятия привлекаются родители. Программа профильной карусели представлена в приложении.

8-9 классы – классы предпрофильного обучения. Набор в предпрофильные классы (группы) осуществляется на основе интересов учащихся, с учетом рекомендаций психологов и педагогов, результатов профильных испытаний. В гимназии действуют следующие виды предпрофильных классов: естественно-математический (с физико-математической и биолого-химической группами) и гуманитарный (с социально- экономической, лингвистической группами) классы. В классах физико-математического профиля углубленно изучаются курсы алгебры, геометрии, физики, вводятся курс «теория вероятностей» и практикум по решению задач. Для учащихся химико-биологической группы дополнительно введены курсы химии и биологии. Программа гуманитарных классов предполагает увеличение часов для изучения курсов истории, обществознания, права. Для социально-экономической группы дополнительно введен авторский курс учителя географии Е.М. Абрамовой. Во всех предпрофильных классах введен курс «Азбука исследовательской деятельности».

Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является их самоопределение в отношении выбора профиля будущего обучения в старшей школе. Предпрофильное обучение направлено на формирование у школьников умения объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям, осуществлять выбор профиля, соответствующего способностям и интересам, сформировать готовность прикладывать усилия для получения качественного образования и ответственное отношение к своему выбору.

В целях более качественного оценивания индивидуальных достижений учащихся предпрофильных классов в учебной и вне учебной деятельности создана зачетная книжка гимназиста. В зачетной книжке заложена кредитно-модульная система оценивания.

Для поддержки и сопровождения личностного, профессионального и профильного самоопределения учащихся предпрофильных классов введен институт тьюторства. Тьюторами назначаются учителя, не имеющие классного руководства. За каждым тьютором закрепляется группа учащихся 12-16 человек. Тьюторами осуществляется выявление образовательных потребностей учащегося, индивидуальное консультирование по вопросам саоопределения, организация тренингов, активизирующих методик по профильной и профессиональной ориентации и т.п. Одной из основных функциональных обязанностей тьютора является мониторинг результатов предпрофильной подготовки, представление на его основе характеристик ученику в ходе проведения тьюториалов (собеседований о индивидуальном развитии ученика).

Среднее (полное) общее образование (10-11 классы). Старшая профильная школа гимназии является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развития устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

Цели профильного обучения в гимназии:

- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования в рамках программ четырех профилей;

- расширить пространство для свободного выбора учащимися образовательных траекторий, повышения активности учащихся в формировании образовательного пространства посредством гибкого, мобильного расписания и учебных планов;

- способствовать созданию условий для компенсирования потребности учащихся в индивидуальной профилизации через систему дополнительного образования и закрепления права свободного выбора профилей, равного доступа к профильному обучению разным категориям учащихся;

- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Формирование профильных классов. Профильные классы формируются с учетом достижений выпускников основной школы после завершения ГИА за курс основной школы. С учащимися проводится индивидуальное собеседование, на котором:

1) рассматриваются результаты внешней оценки качества обучения (экзамен в новой форме), психологической диагностики уровня профильного развития и общего интеллектуального развития, внеучебные достижения (конкурсы, олимпиады, и др.), отраженные в портфолио учащихся;

2) составляются и утверждаются индивидуальные учебные планы учащихся на 10-11 классы.

На основе индивидуальных планов учеников и решения комиссии по приему в старшую школу формируется состав профильных классов, который утверждается приказом директора. Поступление в старшую профильную школу гимназии возможно и для учащихся других общеобразовательных учреждений г. Улан-Удэ.

Содержание профильного обучения. В гимназии действуют четыре основных профиля: математический, биолого-химический, лингвистический и историко-правовой. На сегодняшний день отрабатывается модель социально-экономического профиля. По каждому профилю составлена программа, включающая базовые, профильные и элективные курсы. К примеру, в математическом классе ведется комбинаторика и основы теории вероятности, конструктивная геометрия, алгебра логики, эвристика, философия с элементами логики, информационно-коммуникационные технологии, практикумы по решению задач по алгебре и геометрии. В лингвистическом профиле изучается страноведение, литература стран изучаемого языка, аудирование иноязычных текстов, грамматика английского языка, риторика, латинский язык. В биолого-химическом классе по углубленной программе преподается биология, география, химия, проводятся практикумы по решению задач. В историко-правовом профиле углубленно изучается история России, история Бурятии, обществознание и основы государства и права.

Программа профильного обучения в гимназии имеет свои отличительные особенности.

Во-первых, программы всех профилей включают гимназический компонент, представленный курсами философии, второго иностранного языка, риторики, правоведения.

Во-вторых, обязательным видом деятельности учащихся всех профильных классов является проектная и исследовательская деятельность. Проектная и исследовательская деятельность учащихся профильных классов осуществляется на основе программ «Учебно-исследовательская деятельность учащихся» и «Внутришкольная проектная деятельность учащихся» (см. подраздел 6.2.).

В-третьих, содержание образования выстраивается с учетом индивидуальных планов учащихся.

В-четвертых, осуществляется тесное взаимодействие учебной и внеучебной деятельности через деятельность центров и служб дополнительного образования гимназии. Обучение в историко-правовом профиле предполагает участие учащихся в работе Консультационно-юридического центра и Краеведческого музея; обучение в математическом профиле – в работе Информационного центра; обучение в биолого-химическом профиле – в работе центра «Остров здоровья», «Экологическом центре» и т.д.

Для профильных классов учителями гимназии разработаны элективные курсы: «Вектор на плоскости и в пространстве», «Система координат на плоскости и в пространстве» (Кузнецова В.А.), «Обучение сочинению разных жанров», «Анализ лирического произведения» (Рабдано Т.Ч.), Взаимодействие народов Байкальской Сибири, Монголии и Китая (Абрамова Е.М.), «Биоэнегетика клетки и живых организмов Земли» (Сохина Т.Ф.) и другие.

Мониторинг достижений учащихся в освоении профильных курсов реализуется через организацию зимней и летней сессии, психологического тестирования, отражающего уровень общего и профильного развития учащегося.

К преподаванию некоторых спецкурсов привлекаются преподаватели БГУ, ВСГТУ и родители.